Российский рынок замороженных продуктов питания не сдает позиций
СОПЕРНИЧЕСТВО: В настоящее время рынок замороженных продуктов насчитывает более 200 участников, которые стремятся постоянно разнообразить бренды и различными способами привлекать потребителей
В отличие от множества отраслей, стагнирующих в условиях кризиса, российский рынок замороженных продуктов питания не сдает позиций. На это есть несколько причин. Во-первых, «заморозка» представлена в основном традиционными для российского покупателя блюдами. Во-вторых, ими можно запастись впрок, что в кризис для многих покупателей немаловажно. Да и как обойтись без любимых пельменей?
Именно поэтому рынок замороженных продуктов остаётся привлекательным для производителей. В настоящее время он насчитывает более 200 участников, которые стремятся постоянно разнообразить бренды и различными способами привлекать потребителей. В последние годы стала появляться продукция различных ценовых уровней. Такова политика грамотных и опытных производителей, которые на протяжении многих лет изучают вкусы российских потребителей.
В начале 2009 года доля рынка замороженной продукции по отношению к общему рынку товаров народного потребления составила приблизительно 2,8%.
Основными категориями в структуре рынка замороженных продуктов являются пельмени, овощи, тесто, блинчики, вареники.
Доля лидера рынка замороженных продуктов, замороженных пельменей, в период с первого квартала 2007 г. по 2008 г. по объему сократилась с 62,76% до 59,36%. Однако в первом квартале 2009 г. пельмени по объему рынка выросли с 59,36% до 63,10%. Похожим образом ведут себя и другие значимые игроки рынка. Если объем проданных замороженных блинчиков в 2008 г. упал с 6,66% (в 2007 году) до 6,11%, то в 2009 году вырос до 6,60%.
Незначительное падение объема с 6,71% в 2007 г. до 6,58% в 2008 г. продемонстрировало замороженное тесто, но в первом квартале 2009 г. оно вернуло утерянные позиции и выросло до 7%.
Также в первом квартале 2009 года был отмечен рост в категории вторых замороженных блюд – до 0,3% (с 0,18% в 2008 году).
Значительное падение произошло в категории замороженных овощей – в первом квартале 2009 года объем упал до 9,7% (с 11,86% в 2008 году).
В первом квартале 2009 года также сократились объемы потребления следующих замороженных продуктов: пирожки (с 3,04% в 2008 г. до 1,3% в 2009 г.), пицца (с 1,11% в 2008 г. до 0,9% в 2009 г.), замороженные фрукты (с 1,37% в 2008 г. до 1% в 2009 г.), картофель (с 0,36% до 0,2%).
Объем рынка таких категорий, как вареники, равиоли, манты, лазанья, хинкали, чебуреки в начале 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года менялся незначительно.
Рассматривая рынок в денежном выражении, следует отметить снижение затрат россиян на замороженные пельмени, замороженные блинчики, хинкали, пирожки, вареники и замороженное тесто в первом квартале 2009 г. по сравнению с первыми кварталами двух предыдущих лет. При этом затраты на замороженные овощи, картофель, замороженные вторые блюда, замороженные фрукты, равиоли, манты в начале 2009 г. возросли по сравнению с тем же периодом 2008 года.
Наиболее популярными у москвичей на протяжении последних лет, как и во всей России, являются замороженные пельмени. Следом идут замороженные овощи и блинчики. Причём популярность всех этих продуктов активно растёт. Далее следуют вареники и сырники, увеличившие за рассматриваемый период свою популярность более чем в 2 раза (сырники – с 2,6% в 2007 году до 5,8% в 2008 году, вареники – с 24% в 2007 г. до 48,4% в 2008 г.), замороженное тесто и замороженная пицца. Потребление замороженных фруктов возросло более чем в полтора раза, а готовых вторых замороженных блюд – практически в четыре раза.
Стремительно набирают популярность у россиян такие замороженные продукты, как лазанья (с 3,6% в 2007 г. до 9,5% в 2008 г.), хинкали (с 0,1% в 2007 г. до 4,3% в 2008 г.), а также чебуреки, популярность которых выросла почти в 5 раз: с 2,2% в 2007 г. до 11,1% в 2008 г.
Если рассматривать потребительское поведение в разрезе отдельных городов, то можно отметить, что, например, петербуржцы, в отличие от москвичей, за исследуемый период (2007-2008 гг.) незначительно снизили свой интерес как к замороженной продукции в целом, так и к самым популярным ее представителям: пельменям, блинчикам, замороженным овощам и фруктам. Тем не менее, увеличился объем продаж замороженных пиццы, теста и хинкали. Незначительно – вареников. Сразу в несколько раз (с 4,8% до 12,9%) возрос интерес к готовым вторым замороженным блюдам. Что интересно, в отличие от столицы и от России в целом, в городе на Неве наблюдается достаточно высокий и растущий интерес к равиоли.
В течение 2007 - 2008 гг. интерес к замороженной продукции в целом в центральной России несколько снизился (с 92,2% в 2007 г. до 90,5% в 2008 г.). Однако потребление таких основных продуктов, как пельмени, блинчики, замороженные овощи, замороженные фрукты и замороженное тесто, возросло. Увеличились покупки замороженных готовых вторых блюд – с 09,% до 3,4%. В то же время, интерес к замороженной пицце снизился с 12,4% до 7,5%, к пирожкам - с 5,9% до 2,9%, к равиоли – с 1,1% до 0,6%.
В Северо-Западном регионе в 2007-2008 гг. интерес к замороженной продукции в целом вырос. При этом потребление, например, пельменей, возросло с 82% до 93,5%, а замороженных овощей – с 37,1% до 41,9%. Незначительно возрос интерес к блинчикам (с 33,7% до 34,3%), появился интерес к замороженным готовым вторым блюдам. В то же самое время потребление замороженных вареников упало в 2 раза – с 29,6% до 14,8%. Снизилось потребление теста и замороженных фруктов, равиоли, а потребление замороженной пиццы практически сошло на «нет».
Отдельно стоит выделить Южный регион России, в котором за исследуемый период (2007-2008 гг.) жители снизили свой интерес как к замороженной продукции в целом, так и ко всем ее представителям: пельменям (с 91,8% до 87,3%), блинчикам (с 57,8% до 50,7%), овощам (с 52,3% до 45,4%), вареникам (с 42,9% до 34,5%), пицце (с 29,9% до 27,9%) и тесту (с 33,3% до 24%). Потребление замороженного картофеля практически прекратилось. Интерес к замороженным фруктам упал незначительно, а к замороженным готовым вторым блюдам остался на прежнем уровне.
У жителей Приволжья на протяжении последних лет наиболее популярными, как и во всей России, являются замороженные пельмени. В 2008 году доля жителей этого региона, хотя бы единожды купившая пельмени, составила 85%. Вслед за пельменями идут: замороженное тесто (потребление этого продукта возросло с 28,1% в 2007 г. до 36,3% в 2008 г.), вареники (рост с 18,9% до 22,6%) и блинчики, объём продаж которых возрос значительно. Интерес к замороженным овощам и готовым вторым блюдам, напротив, упал.
На Урале за исследуемый период интерес к замороженной продукции в целом вырос. При этом потребление, например, пельменей, возросло с 90,9% до 96,2%, замороженных овощей – с 55% до 61,6%. Возрос интерес к замороженным фруктам, пицце, вареникам. Снизилось потребление замороженного теста, а потребление замороженных готовых вторых блюд незначительно возросло. В то же время, интерес к замороженным блинчикам упал с 46,4% до 42,3%, к пирожкам – с 43,1% до 25,5%. Появился потребительский интерес к таким замороженным продуктам, как лазанья (рост с 0,3% до 3,1%) и манты (рост с 1,3% до 3%).
В Сибири за период 2007-2008 гг. интерес к замороженной продукции в целом незначительно упал. Причем это коснулось и такой популярной категории, как пельмени (падение с 92,1% до 89,7%). Также снизилось потребление замороженных овощей (с 37,7% до 34,1%), вареников (с 42,1% до 41,4%) и замороженных фруктов (с 13,2% до 8,2%). Однако возрос интерес к замороженному тесту (с 38,9% до 41,2%) и к замороженным готовым вторым блюдам (примерно с 0,9% до 3,3%). Потребление блинчиков осталось на прежнем уровне, а замороженной пиццы – незначительно снизилось.
На Дальнем Востоке интерес к замороженной продукции в целом в 2007-2008 гг. снизился с 93,3% до 88,4%. При этом потребление таких популярных продуктов, как пельмени, сократилось с 91,2% до 84,6%, замороженных пирожков – с 54,9% до 23,7%, замороженных овощей – с 38,2% до 34,8%, блинчиков – с 32,1% до 30%. Интерес к замороженным фруктам упал почти в 2 раза: с 35,6% до 17%, пиццы – с 6,5% до 1,6%, а к замороженным чебурекам и вовсе свелся к нулю. Однако появилась положительная тенденция в потреблении замороженного картофеля и замороженных готовых вторых блюд, а интерес к замороженному тесту вырос практически в 2 раза: с 12,9% до 24,9%.
Если рассмотреть потребление замороженных продуктов в разрезе размера городов, то можно сделать вывод, что во всей России наибольшей популярностью пользуются пельмени. Они наиболее популярны в городах-миллионниках.
В Москве популярнее, чем в остальной России, замороженные овощи, блинчики, вареники и пицца. Доля их потребления в столице составила в 2008 году 55,3%, 33,9%, 19,1% и 6,1% соответственно.
В городах-миллионниках вслед за лидером продаж (пельменями) идут замороженные овощи (33,9%) и замороженное тесто (24,9%).
В небольших городах, помимо пельменей, часто покупают замороженные овощи (27,4%). В отличие от больших городов, здесь также отмечен интерес к замороженным готовым вторым блюдам (11,2%).
Выше на этой странице, вы можете ознакомиться с новостями от производителей и поставщиков оборудования и оставить свои комментарии к сообщению: Продукты глубокой заморозки.
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Если Вам не удалось найти на страницах сайта искомой информации, или возникли другие вопросы – оформите заявку, укажите вашу потребность и получите бесплатную консультацию специалиста